Статьи
Экватор премьерского срока Энтони Альбанезе: анализ внешней политики австралийских лейбористов (2022–2024 гг.)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2024, №2(63)
В статье рассматривается внешнеполитический ландшафт, унаследованный правительством лейбориста Энтони Альбанезе после поражения Скотта Моррисона на всеобщих выборах в Австралии. Исследуются тектонические сдвиги политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), оценивается стратегический вектор при новой администрации. Особое внимание уделено состоянию австралийско-китайских отношений. Рассматривается вопрос об оборонной политике, особенно в контексте альянса AUKUS и его последствий для региональной безопасности. В статье также исследуется динамика австралийско-американских отношений и нюансы взаимодействия с океанийскими государствами. Обзор дает развернутое представление о вызовах и возможностях, с которыми сталкивается правительство Альбанезе на международной арене.
Значение четверки Россия – Индия – Китай – АСЕАН для нового миропорядка
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2023, №5(61)
В статье исследуется потенциал формата сотрудничества Россия —Индия — Китай — АСЕАН (РИК+АСЕАН) как преобразующей силы на международной арене. Позиционируемое как прагматичное и дальновидное объединение, синергия между странами четверки может положительно отразиться на региональной интеграции, экономическом развитии и стратегической стабильности. Автор подчеркивает первостепенную роль Глобального Юга в условиях трансформации миропорядка, сравнивает концепцию Большой Евразии с Индо-Тихоокеанским видением Соединенных Штатов, оценивает важность механизма сотрудничества РИК+АСЕАН, а также приводит актуальные направления взаимодействия.
Почему новая внешнеполитическая концепция России важна для стран Океании?
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2023, №4(60)
Океания — разнообразный и уникальный регион, состоящий из тысяч островов, разбросанных по бескрайним просторам Тихого океана. Хотя они различаются с точки зрения культуры, географии и экономического веса, многих из них заботит еще один вопрос: какова их роль в геополитике XXI века и построении нового миропорядка. Долгое время океанийские государства воспринимались устоявшимся в регионе акторами лишь с точки зрения геостратегических выгод. Однако времена меняются, среди океанийских стран растет запрос на более суверенный внешнеполитический курс. Сейчас особенно важно учитывать конкретные потребности малых развивающихся островных государств и поддерживать их стремление к экономическому, промышленному и технологическому развитию. Актуальным здесь видится их потенциальное включение в международные площадки, например, в БРИКС+. Общие точки соприкосновения прослеживаются и в новой Концепции внешней политики России. Документ не только определяет вектор будущего взаимодействия страны с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), но и подчеркивает важность проведения независимого внешнеполитического курса, справедливого доступа к экономическому развитию всех государств. В статье рассмотрены тектонические сдвиги на международной арене, роль России в АТР, особенности видения стран Океании и их значимость для многополярного мира. Особое внимание уделено оценке их возможного вовлечения в дела БРИКС+, в том числе преимуществам сотрудничества (формирование широкого интеграционного контура, обеспечение, справедливого доступа государств к благам мировой экономики и снижение уязвимости к недружественному внешнему воздействию).
Океания и Большая Евразия: общие интересы в условиях трансформации миропорядка
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2023, №3(59)
Океания — группа стран и территорий, разбросанных по бескрайним просторам южной части Тихого океана. На современном этапе она оказалась в авангарде трансформации миропорядка. В сложившихся условиях малые развивающиеся островные государства все больше заинтересованы в диверсификации связей на международной арене, в частности, со странами Большой Евразии. Однако не исключено, что это вызовет негативную реакцию со стороны Австралии и США, которые привыкли держать океанийских акторов в своей орбите. В статье рассматриваются основные тенденции, характерные для трансформации миропорядка, подчеркивается важность сотрудничества между странами Большой Евразии и малыми развивающимися островными государствами, а также предлагается ряд областей взаимодействия, где совпадают интересы сторон (сфера безопасности, борьба с изменением климата, экономика, образование и отстаивание традиционных ценностей).
Реакция Австралии и стран Океании на специальную операцию ВС РФ на Украине
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2022, №4(57)
Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции (СВО) на Украине 24 февраля 2022 г. Это событие стало поворотным моментом для всего миропорядка и отозвалось во многих уголках земного шара. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) также не стал исключением. Пока США и их союзники пытались навязать миру негативное отношение к действиям России, реакция стран АТР на происходящее оказалась более сдержанной. На этом фоне видится необходимым проанализировать восприятие СВО в Южно-Тихоокеанском регионе, традиционный лидер которого — Австралия, — во многом придерживается внешнеполитического вектора США, в то время как среди малых развивающих островных государств Океании растет запрос на более суверенный курс на международной арене. Анализ реакции стран ЮТР на спецоперацию ВС РФ требует комплексного подхода, ввиду чего автор рассмотрел сложившуюся ситуацию в политическом, экономическом и социальном измерениях.
Роль США в Океании: попытки восстановить присутствие в регионе на фоне роста влияния КНР
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2022, №3(56)
Островная Океания известна своими обширными исключительными экономическими зонами (ИЭЗ), выгодным расположением на стыке Индийского и Тихого океанов, а также потенциально большими запасами природных ресурсов. Несмотря на тот факт, что этот регион более удален от потенциального театра военных действий, чем Юго-Восточная Азия или государства Индийского океана, он привлекает все больше внимания ведущих региональных и внерегиональных акторов. США — не исключение. На протяжении долгих десятилетий Вашингтон укреплял свои военные, экономические и социо-гуманитарные позиции в Микронезии, но в начале XXI века в океанийских делах все более активное участие стала принимать Китайская Народная Республика (КНР), которая впоследствии стала его конкурентом за региональное и глобальное лидерство. Первоначально США рассчитывали, что Австралия возьмет на себя статус главного соперника Китая в Океании и попытается снизить темпы его сближения с малыми развивающимися островными государствами Океании. Но впоследствии оказалось, что Канберре подобная роль оказалась не по плечу. Из-за этого США попытались институционализировать свое присутствие в южной части Тихого океана, столкнувшись с последствиями трансформации региональной архитектуры.
Значение AUKUS для южной части Тихого океана: последствия для внешней политики и безопасности Австралии
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2022, №1(54)
США, Великобритания и Австралия продолжают укреплять оборонное сотрудничество на сопряженном пространстве Индийского и Тихого океанов, ввиду чего объявили о создании трехстороннего партнерства в области безопасности под названием AUKUS 15 сентября 2021 г. В рамках этого альянса США передадут Австралии технологии атомных подводных лодок, однако он подразумевает более широкое технологическое взаимодействие сторон. Вместе с тем, вопреки попыткам стран англосферы обозначить, что их действия не направлены против какого-либо государства, все их маневры связаны с обострением соперничества с Китайской Народной Республикой (КНР). В данной статье рассматривается природа AUKUS и причины его появления. Особое внимание уделено влиянию альянса на обороноспособность Пятого континента и его внутриполитическому измерению. Наряду с этим, автор анализирует влияние AUKUS на отношения Австралии с государствами Юго-Восточной Азии и Океании.
Обновленная Индо-Тихоокеанская стратегия Франции: анализ ключевых положений
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2021, №4(53)
Франция стала первой страной Европейского Союза (ЕС), принявшей на вооружение Индо-Тихоокеанскую стратегию. Президент Пятой Республики Эммануэль Макрон заявил об этом на военной базе Гарден-Айленд в Сиднее 3 мая 2018 г. Расширив охват своей внешней политики, Франция попыталась «узаконить» свой статус в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Последствия пандемии COVID-19, равно как обострившаяся конкуренция КНР и США, демонстрируют необходимость адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Как результат, 26 июля 2021 г. Париж представил обновленный план действий на сопряженном пространстве Индийского и Тихого океанов, который охватывает вопросы обороны, торговли, инвестиций, многосторонности и изменения климата.
Внешнеторговые отношения России и стран АСЕАН: курс на сближение?
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2021, №4(53)
Российские политики и эксперты часто подчеркивают важность укрепления внешнеторговых отношений со странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), но их мнения касательно оценки результатов сотрудничества по этому направлению весьма разнятся. В представляемой статье приводится ряд статистических показателей и созданных на их основе графиков, позволяющих проанализировать развитие внешней торговли России и стран АСЕАН с 2000 по 2019 гг., а также продемонстрировано использование одной из моделей латентного пространства с тем, чтобы ответить на вопрос, сблизились ли наши страны за этот период.
Место Соломоновых Островов и Кирибати в геополитическом мышлении Китая
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2021, №3(52)
Растущее влияние Китая затронуло южную часть Тихого океана, отразившись на внешнеполитическом векторе малых развивающихся островных государств. С приходом Пекина страны Океании получили возможность диверсифицировать свои внешние связи. Это вызвало беспокойство Австралии, США, Японии и Новой Зеландии. В 2019 г. лидеры Соломоновых Островов и Кирибати отказались от дипломатических отношений с Тайванем в пользу Китая, что вывело влияние Пекина в регионе на новый уровень и негативно отразилось на позициях Австралии в ее традиционной сфере влияния.
Актуальные проблемы австралийско-китайских отношений: диверсификация торговли и критическая инфраструктура Австралии под управлением КНР
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2021, №1(50)
DOI:10.31696/2072-8271-2021-1-1-50-207-219 <> По мере развития торгово-экономических процессов в АТР, связи Австралии с Китаем становились всё более тесными. Австралия извлекла большую выгоду из торгового сотрудничества с Китаем: стала одним из ведущих экспортеров природных ресурсов как в региональном, так и в глобальном масштабах, а также привлекла человеческий и материальный капитал, который ускорил развитие Пятого континента в качестве одного наиболее популярных туристических и образовательных направлений в регионе. Однако с развитием торгово-экономических отношений между Австралией и Китаем всё чаще возникали опасения, что высокая степень экспортной зависимости и внушительные объемы инвестиций в инфраструктуру Пятого континента со стороны КНР несут в себе чрезмерный риск. В данной работе автор остановится на некоторых актуальных вопросах австралийско-китайских отношений 2020 – первой половины 2021 гг., в частности, на диверсификации австралийско-китайской торговли и восприятии австралийскими властями китайских инвестиций в критическую инфраструктуру.
Особенности становления современной японской философской терминологии в эпоху Мэйдзи по лексикографическим данным
Официальная помощь в целях развития как аспект австралийско-китайского соперничества в Южно-Тихоокеанском регионе
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2020, №4(49)
DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-4-49-193-205В связи со всё более активным вовлечением Китая в дела ЮТР, наблюдается рост интереса со стороны средних и великих держав в предоставлении островным государствам южной части Тихого океана всё бо́льшего объема материальной помощи, в частности, официальной помощи в целях развития (ОПР). Благодаря своему уникальному географическому положению, а также ряду инициатив, влияние Австралии подкрепляется её статусом крупнейшего донора ОПР в Океании. Однако, несмотря на явное преимущество Австралии в сфере предоставления ОПР южнотихоокеанским государствам, в регион вовлекается всё бо́льшее число игроков, нацеленных на предоставление помощи странам ЮТР, среди которых особое место занимает КНР, добившаяся масштабного финансового присутствия в Океании последние два десятилетия.
Влияние КНР на оборонную политику Австралийского Союза в Южно-Тихоокеанском регионе
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2020, №3(48)
DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-3-48-202-214Австралийский Союз является ведущей страной ЮТР и рассматривает его как часть своей естественной сферы влияния. На протяжении бо́льшей части австралийской истории удаленное и обособленное географическое положение работало на пользу Пятого континента и обеспечивало безопасность Австралии и её рубежей в Океании. На со-временном этапе стратегическая обстановка в более обширном Азиат-ско-Тихоокеанском регионе (АТР) претерпела значительные изменения. Австралийская сторона опасается, что вслед за интенсивными темпами роста военной мощи Народно-освободительной армии Китая (НОАК) может последовать бо́льший интерес Пекина к ЮТР, в частности заинтересованности КНР в приобретении военно-морских баз в Океании.
Фактор КНР в отношениях Австралийского Союза и США
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2020, №2(47)
DOI:10.31696/2072-8271-2020-2-2-47-186-198
С момента установления дипломатических отношений между Австралийским Союзом и Китайской Народной Республикой (КНР) в 1972 г. статус их торговых связей достиг беспрецедентного уровня. На сегодняшний день КНР является главным торговым направлением Австралии. Рост торговой взаимозависимости Китая и Австралии с каждым годом всё больше сказывается на внешней политике Кан-берры, которой необходимо поддерживать баланс между главным торговым партнером в лице Китая и главным союзником в лице Соединенных Штатов, которые по сей день являются основой поддержки внешней политики и обороноспособности Австралии.
Аналитический обзор основных факторов, влияющих на рост асимметрии показателей экспорта и импорта стран Юго-Восточной Азии
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2020, №1(46)
DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-045-068
В статье представлен аналитический обзор основных факторов, обуславливающих рост количества противоречий в показателях экспорта и импорта в базах данных по международной торговле. С помощью примеров, в первую очередь касающихся государств ЮВА, наглядно продемонстрировано, что влияние конкретного фактора не будет одинаковым даже для стран, принадлежащих к одному региону, и что оно может меняться во времени. Систематизация результатов исследования произведена путем создания эмпирической типологии основных причин появления асимметрии зеркальной статистики внешней торговли.
Влияние асимметрии зеркальной статистики на результаты сетевого анализа внешней торговли стран Юго-Восточной Азии
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2019, №3(44)
В течение десятилетий международное сообщество активно занимается вопросами повышения качества информации по внешнеэкономическим связям, однако пока все доступные нам базы данных в большей или меньшей степени имеют проблемы с полнотой и надежностью. Соответственно, ученым при проведении исследований необходимо оценивать, насколько оправдан их выбор источников и методов. В данной статье анализируется как асимметрия зеркальной статистики может влиять на сетевые модели внешней торговли. Для демонстрации потенциального эффекта приводятся результаты основных индексов центральности для стран Юго-Восточной Азии, рассчитанных на основе баз данных, предоставляемых ООН, МВФ и ОЭСР.
25-й Всемирный конгресс политической науки (Брисбен, Австралия)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2018, №4(41)
Статистика внешней торговли стран Юго-Восточной Азии: проблема целостности данных, предоставляемых через API
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2018, №3(40)
По мере развития технических средств и методов анализа данных исследователи сталкиваются с новыми вызовами, среди которых одним из сложнейших является повышение качества данных на фоне быстрого роста их объемов. В представленной статье мы демонстрируем несколько важных особенностей осуществления доступа к данным с использованием программного интерфейса приложений (API). За последние годы передача информации через API стала общепринятой практикой, но ученые пока часто оказываются недостаточно хорошо знакомы с принципами их работы. Между тем, как показал проведенный нами в мае 2018 г. мониторинг, даже использование официального API такой солидной организации, как ООН, не гарантирует целостности полученной информации. В статье рассматриваются проблемы, которые могут возникать при работе с базой «Комтрейд ООН», и дается несколько практических рекомендаций по скачиванию данных через API, которые будут полезны как востоковедам, так и специалистам, занимающимся другими регионами.
Становление цифровой экономики и новые аспекты региональной интеграции: анализ основных итогов 32-го саммита АСЕАН
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2018, №1(38)
Процессы цифровизации экономики в настоящее время протекают на разных уровнях, в том числе и на уровне международных интеграционных объединений. Единого понимания, как управлять ими, глобальное сообщество пока не выработало, поэтому существуют принципиально разные подходы. Однако очевидно, что важнейшим ресурсом развития общества в новых условиях являются данные. В настоящей статье мы ставим цель рассмотреть и проанализировать крайне интересные инициативы в области создания информационных систем, предложенные на последнем, 32-м, АСЕАН, который прошел в Сингапуре в конце апреля 2018 г.
Сети соглашений о свободной торговле в АТР: позиционный анализ стран АСЕАН
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2017, №37
В статье представлена статистическая модель на базе данных по экономической интеграции в АТР и дана характеристика позиции стран АСЕАН в сетях соглашений о свободной торговле. Используя количественной анализ, автор соглашается с выводами коллег, что Ассоциация действительно смогла занять важные позиции в сетях соглашений о свободной торговле, а сами они, несомненно, являются базисом современной экономической интеграции в АТР.
Измерения "асеаноцентричности": сетевой анализ внешнеторговых связей Азиатско-Тихоокеанского региона
Теоретическая и прикладная экономика '2017, №2
Статья посвящена исследованию роли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Использование концепта «асеаноцентричность» обуславливает выбор сетевого анализа в качестве научного метода, поскольку он позволяет вычислить показатели центральности стран региона и сравнить их между собой. Рассмотрены преимущества и недостатки существующих сетевых моделей АСЕАН и предложен новый вариант расчета. Хотя гипотеза об асеаноцентричности в торговых сетях АТР не была подтверждена, анализ показал высокую значимость АСЕАН в регионе. Кроме того, зафиксирован и верифицирован тренд роста показателей центральности Вьетнама, отсутствовавший в ранее опубликованных моделях.